Мифы о карьере, которые укоренились в бизнес-школах

Многими обучение в бизнес-школе воспринимается как шанс улучшить свои карьерные перспективы. Но всегда ли предположения, которыми руководствуются слушатели, соответствуют действительности?

Вот некоторые из мифов о карьере, которые укоренились в бизнес-школах.

1. Первая работа, которую получают, еще учась в бизнес-школе, является чрезвычайно значимой.

Да, эта работа может помочь вам выбрать направление, куда двигаться дальше. Но, кроме этого, вряд ли она будет иметь какое-то особое значение для вашей карьеры. Конечно, было бы хорошо уже на этом этапе попасть в компанию вашей мечты. Однако данные специалистов показали, что это действительно не имеет никакого значения. В последние годы спектр профессиональных и карьерных возможностей кардинально расширился. Нужны только открытость ума и готовность их принять.

2. Самое важное — это деньги.

Никто не отрицает, что деньги — это очень важно. Но не во все периоды жизни. Если размер вознаграждения и является основным двигателем принятия решений после окончания бизнес-школы, то несколькими годами позже на первый план выходят такие вопросы, как природа роли в компании, семейные соображения и даже причастность к решению социальных проблем. То есть со временем вопрос денег становится лишь одной из позиций набора задач, которые нужно решить, а еще позже, не исключено, вообще может отойти на задний план.

3. Карьерный путь представляет собой поэтапное продвижение вверх.

Линейная модель развития карьеры постепенно уходит в прошлое. Частично, потому что расширяется диапазон возможностей, особенно для первых десяти лет карьеры. Кроме этого, компании из различных секторов (например, из сферы телекоммуникаций) сталкиваются с небывало высоким уровнем неопределенности. А это отражается на традиционных представлениях об успешной карьере. Вместо поступательного восхождения по иерархической лестнице, карьерные шаги могут осуществляться по горизонтали, диагонали и иногда по зигзагообразной кривой. Если раньше длительная работа в одной отрасли или компании рассматривалась как плюс, то теперь больше ценится гибкость и готовность идти на риск.

4. Основные критерии успеха — это сумма вознаграждения и статус.

Можно попасть в два вида крайностей: определять параметры успеха исключительно внешними категориями (например, статус и уровень материального благосостояния) или руководствоваться глубоко личными измерениями (удовлетворенность работой, баланс профессиональной и частной жизни, создать что-то уникальное и т.д.). Как всегда, истина находится где-то посередине, а со временем все же важнее становятся личные критерии. И если карьера больше не подвергается линейным определениям и если статус перестает воспринимаюсь как показатель достижений, то, соответственно, эти исконные атрибуты успеха теряют стоимость. Около 10 лет назад статус сотрудников некоторых международных компаний можно было определить по марке авто, которую предоставлял работодатель. Но такой простой мир, в котором все было ясно и понятно, — уже в прошлом.

5. Рейтинги имеют первостепенное значение.

Конкуренция в бизнес-школах является чрезвычайно жесткой, что, в конце концов, вполне естественно. Чего еще можно ожидать, когда блестящие умы собираются вместе и соревнуются за наиболее предпочтительные возможности? Всегда считалось: чем выше рейтинг, тем увереннее будет старт после получения диплома MBA. Рекрутеры еще больше «подливали масла в огонь», в значительной степени ориентируясь на результаты ранжирования. Хотя рейтинги помогают при старте, согласно данным специалистов, в дальнейшем такие показатели не имеют существенного значения. Если в академической сфере баллы дают преимущество, то за ее пределами они могут привести вас к определенной точке, а затем теряют любой вес. Усилия, характер, сети, инициативность, экономический климат и некоторые другие факторы определяют, каким будет путь вне стен бизнес-школы.

Со временем важно отойти от надежд относительно карьеры (и, возможно, жизни в целом), окрашенных в бело-черные цвета, и смотреть на это сквозь призму серого; а если еще учесть стремительные темпы изменений (и технологических, и рыночных), то не останется никаких сомнений: традиционная философия карьеры должна измениться, что, собственно, сейчас и происходит.

Другие статьи: