Коэффициент окупаемости инвестиций (ROI) | КАЛЬКУЛЯТОР

ROI, калькулятор, окупаемсоть, инвестиции, ,вложения
Определение

Что такое окупаемость инвестиций (ROI)?

ROI (Return On Investment) — это коэффицент возврата инвестиций, показатель рентабельности вложений. Он в процентном соотношении демонстрирует прибыльность (при значении больше 100%) или убыточность (при значении меньше 100%) конкретной суммы вложения денежных средств в определенный проект. Для расчета этого показателя используется следующие данные:

  • Себестоимость продукта (или услуги) — включает в себя абсолютно все затраты на покупку частей для продукции, доставку до склада, производство товара, зарплату работникам и т.д.
  • Доход — конечная прибыль с продажи продукта или услуги.
  • Сумма инвестиций — суммарное количество денежных средств, которые выступали в роли вложения, например, бюджет на контекстную рекламу.
Формула

Формула ROI (расчет окупаемости инвестиций)

Существует несколько формул для оценки индекса ROI. Начнем с самой простой и популярной, которую используют большинство из интернет-маркетологов и владельцев онлайн-бизнеса. Её можно использовать в том числе и для Яндекс Директа:

  • ROI=(доход — себестоимость)/сумма инвестиций*100%

Вычитая из прибыли себестоимость, мы получаем конечную прибыль, то есть наш реальный заработок. Отношение конечной прибыли к сумме инвестиций показывает, во сколько раз первое больше второго. Для удобства в последнем действии мы умножаем на 100%. Если полученное число меньше 100, то вложения не окупаются.

Если к предыдущему расчету добавить период, то получится вторая формула расчета, которая используется финансистами:

  • ROI(период)= (Сумма инвестиции к концу периода + Доход за выбранный период — Размер осуществленной инвестиции) /Размер осуществленной инвестиции

Если быть точным, то эта формула  рассчитывает доходность за период владения активом. Применяя вычисления на практике, можно узнать,  насколько объём вклада денежных средств вырос к концу рассматриваемого периода.

 

Пример

Пример расчета показателя ROI по формуле

Приведенная выше формула имеет достаточную гибкость, поэтому производимый расчет можно и нужно детализировать. Иными словами, ROI можно рассчитать:

  • Для отдельного рекламного канала (например, Яндекс Директ).
  • Для совокупности каналов продвижения (например, реклама в интернете).
  • Для отдельного продукта (например, высокомаржинальный товар).
  • Для отдельной категории товаров (например, детская одежда).

Для примера возьмем интернет-магазин hand-made керамики. Вы только запустились, сделали красивый сайт.

Далее вы решили настроить рекламу, чтобы привлечь первых клиентов.

Вот что получилось.

Рекламная кампанияРасходКоличество заказовСебистоимостьДоход
РСЯ — Чашки ручной работы267086001000
РСЯ — Блюдечки ручной работы431096001100
РСЯ — Горшки для цветов28107500940


Подставив данные по заказам для товара «Чашки ручной работы» в формулу рассчитаем ROI:

ROI=(1000-600)*8/2670*100%=119,9%

ROI кампании с чашками — 119,9%

То есть в целом затраты окупились.

Аналогично и для других товаров.

ROI=(1100-600)*9/4310*100%=104,4%

ROI кампании «Блюдечки ручной работы« — 104,4%

ROI=(940-500)*7/2810*100%=112,1%

ROI кампании «Горшки для цветов» — 112,1%

В итоге несмотря на то, что маржа с продажи Горшков больше, как и количество заказов, рекламная кампания «Горшки для цветов» находится на грани окупаемости инвестиций. А вот «Чашки ручной работы» с самой низкой маржинальностью — показали наилучшие результаты.

Для расчета ROI использовались фиксированная себестоимость и доход с продажи, то есть розничная цена товара.

Каждый из вас может произвести аналогичные расчеты и выявить слабые и сильные стороны отдельных видов рекламы или товаров с помощью нашего калькулятора «Расчет коэффициента окупаемости инвестиций». Вам остается только подставить свои данные. Процент возврата инвестиций будет подсчитан автоматически.

 

Какой ROI — хороший?

Какой коэффициент рентабельности инвестиций — хороший?

Как и любую формулу, ROI нельзя воспринимать абстрактно в отрыве от ситуации. Какова цель бизнеса? Получить максимальную прибыль. Чаще всего этого можно достичь, если реализовать весь товар или продукт, который у вас есть.

Но это идеальная ситуация. Как правило, есть возможности роста и развития, можно продавать больше и лучше. Если вы реализуете столько товара, сколько возможно, и получаете максимум прибыли (мы не учитываем повышение цен), то настало время максимально оптимизировать каналы и добиваться ROI 200%, 300%, 400%. Если нет, сначала нужно достичь этой точки максимума, то есть вкладывать в расширение рынка сбыта. Соответственно, больше денег тратить на рекламу и немного снижать ROI.

Не забывайте, что ROI — это пропорция, которая не показательна в отрыве от контекста. Вы можете иметь большой ROI при маленькой прибыли предприятия.

Возьмем ситуацию для примера.

 Реализовано единиц товараДоходРасходПрибыльROI
Кампания 19720035003700205%
Кампания 22217600112506450156%


У нас есть две кампании. Товар одинаковый — например, те же чашки. В первом случае ROI намного больше — 205%. Казалось бы, эта кампания успешнее. Но благодаря второй кампании реализовано больше единиц товара и прибыль почти в два раза больше.

Можно резюмировать так: ROI < 100% — однозначно плохо. ROI > 100% — хорошо, если вы достигли потолка (реализуете максимум товара). Если можно увеличить доход и продавать больше, хорошей идеей будет аккуратно сводить ROI к 100%.

Предположим, что максимум цветочных горшков, который вы можете произвести при нынешних мощностях за месяц — 50. Но при этом продать столько вы не сможете, и товар будет лежать на складе. Вы можете инвестировать в рекламу больше и больше до тех пор, пока не будете продавать эти 50 горшков, при условии, что ROI > 100% и кампании не убыточные. Как только вы достигли этого максимума, можно оптимизировать расходы на рекламу и снижать ROI.

Поэтому секрет успеха таков: увеличивайте инвестиции до тех пор, пока не достигнете максимальной прибыли, при условии, что ROI > 100%.

 

Когда считать ROI?

Когда считать коэффициент рентабельности инвестиций?

Нужно понимать, что ROI – это метрика, непосредственно указывающая на действие — это называют actionable metric. Бывают метрики, на которые можно посмотреть и порадоваться или наоборот расстроиться, но они не показывают, что конкретно не так и что стоит изменить (например, churn rate или количество подписчиков). Actionable метрики (к ним также относятся, результаты A/B тестирования) показывают, что конкретно нужно изменить.

ROI — это не формула конверсии, его не считают в фоновом режиме. ROI считают тогда, когда нужно принять какое-то управленческое решение. Например, если нужно выбрать, закупить ли оборудование или сырье, убрать или оставить рекламный канал, зарезать программу лояльности или дать ей право на существование.

Период времени нужно взять такой, за который ничего глобально не менялось в рекламной кампании, способе распространения или производства.

 

Я посчитал ROI. Что дальше?

Я посчитал коэффициент рентабельности инвестиций. Что дальше?

Для платной рекламы — корректировать рекламные кампании, отключать неэффективные, уменьшить или увеличить бюджет на рекламу, чтобы расширять рынок сбыта без неэффективных затрат.

Для всего остального — проанализировать, за счет чего можно увеличить эффективность или наоборот, на что еще стоит потратить.

Экспериментируйте. Тестируйте новые идеи. Запускайте новые кампании. Корректируйте курс, как только увидите, что движетесь не в ту сторону.

Главная ценность ROI — это то, что своевременный расчет этой формулы позволяет делать дешевые ошибки. Так что совершайте ошибки, чтобы научиться и найти верный путь.