Восемь упражнений по креативности

креативность,упражнения,саморазвитие

Многие стороны даже простого и традиционного бизнеса — от придумывания названия компании до проведения мероприятий, оформления офиса и т. п. — требуют креативности. И, пожалуй, у большинства людей с креативностью беда. Однако существуют приемы, которые не только помогают создавать новые интересные идеи, но и подчас позволяют понять, что, собственно, происходит с вашим предприятием — и что делать дальше.

Альтернативное использование повседневных предметов

1. Альтернативное использование повседневных предметов

Из-за рабочей рутины мозг привыкает к работе по определенным шаблонам. Задача упражнений по креативности — выбить его из этих рамок. Для этого хорошо подходит, к примеру, такое упражнение: менеджер раздает сотрудникам вещи, которые те видят каждый день: канцелярскую скрепку, журнал, зеркальце, расческу — и дает три минуты на то, чтобы каждый придумал для своего предмета максимальное количество новых способов его использования. «Например, сотрудник может сказать, что скрепкой можно открывать двери, ковырять в ушах, царапать на стекле заметки, вычищать грязь между клавиш, — рассказывает педагог по креативности, кандидат психологических наук Андрей Шишкин. — Кто назовет больше всех функций, тот и выиграл. Регулярное использование этого упражнения помогает находить неожиданные пути решения различных проблем»

Образец для подражания

2. Образец для подражания

Это упражнение советовал еще Дейл Карнеги — если вы оказались в затруднительном положении, подумайте: как поступил бы на вашем месте известный персонаж, на которого вы мечтаете быть похожим. Упражнение ценно тем, что возвращает вас к тому, кем вы хотите быть в этой жизни, какого рода решения принимать, чтобы впоследствии не вспоминать о них со стыдом или сожалением.

Сам Карнеги формулировал это так: «Когда у нас появится искушение задать кому-либо взбучку, давайте вытащим из кармана пятидолларовую бумажку, посмотрим на изображенного на ней Линкольна и зададимся вопросом: а как поступил бы Линкольн, если бы перед ним стояла эта проблема?» Но вы, разумеется, можете использовать светлый образ того, кто вдохновляет вас сильнее, чем американский президент на банкноте, — например, Альберта Эйнштейна или Елены Ваенги.

Война против себя самого

3. Война против себя самого

Станьте собственным противником — постарайтесь придумать, что нужно сделать, чтобы ваша компания рухнула в тартарары. Рассуждайте, как стратег, бейте по слабым местам. Как добиться, чтобы продажи упали? Может, нанять продавцов с плохими коммуникативными качествами, грубых и неотесанных? А как подорвать авторитет к себе самому? Может, начать орать на сотрудников, опаздывать на встречи, которые вы сами же назначаете? А теперь подумайте: а может быть, все это уже происходит на самом деле? «Война с самим собой» позволяет взглянуть на ситуацию глазами конкурентов, понять, чего не хватает вашему бизнесу.

Стратегия творчества Уолта Диснея

4. Стратегия творчества Уолта Диснея

Некоторые упражнения, на первый взгляд, требуют поистине актерских талантов, но в действительности доступны и плодотворны для любого человека. «Многие техники креативности связаны с нейролингвистическим программированием, — рассказывает бизнес-тренер, ведущий вебинаров Иван Чурсин. — Среди них можно упомянуть так называемую стратегию творчества Уолта Диснея или «игры Нового кода», позволяющие добиться сверхпродуктивного состояния.

Отловите всех ментальных паразитов — составьте список всего, что вас беспокоит, а затем разберите каждую проблему отдельно. В действительности каждая проблема сама по себе не так страшна, как вы это ощущаете

Первый метод придумал знаменитый мультипликатор в самом начале своей карьеры, когда ему приходилось ютиться в каморке и питаться в основном мечтами. В одном из углов его комнатушки стояла кровать, остальные не были заняты мебелью. Дисней становился в самый светлый угол и преображался в Мечтателя: давал полную волю своему воображению — думал о том, какие бы фильмы снял, если бы у него был неограниченный бюджет. Затем он переходил в угол поплоше и превращался в Реалиста: начинал подсчитывать , какие проекты имели бы кассовый успех, что пришлось бы вырезать из фильмов, на какую аудиторию рассчитывать. Наконец, он обосновывался в самом мрачном из углов комнаты и становился Критиком, разнося в пух и прах свои мечты, придираясь к мелочам и высмеивая собственную наивность. После этого маленького спектакля он садился на кровать и начинал писать в блокноте. Теперь у него было четкое видение нового фильма.

Доска креативности

5. Доска креативности

Это скорее источник для вдохновения, чем логическое упражнение: напишите в самом центре большой доски «Мой бизнес», а вокруг нарисуйте или наклейте картинки, которые вам кажутся симпатичными. Повесьте доску в своем рабочем кабинете и смотрите на нее, когда у вас возникают моменты глубокой усталости. Дело в том, что уже во время выбора картинок вы подсознательно вложите в них свое представление о том, какой должна быть ваша повседневность. Это поможет вернуть позитивное мироощущение.

Лексический многоугольник

6. Лексический многоугольник

Данное упражнение помогает «разогреть» мозги сотрудников перед придумыванием слогана или написанием релиза: нарисуйте на бумаге многоугольник, написав над каждой его вершиной по случайному слову — например, «голод», «камень», «солнце», «стартап», «грипп», «корова». Затем соедините все вершины отрезками и выпишите все получившиеся сочетания: «голод камня», «солнце стартапа», «камень коровы» и т. п. Теперь постарайтесь объяснить значение каждого из этих словосочетаний: например, «камень коровы» — это камень в коровьем желудке, а «солнце стартапа» — это бизнес-ангел, подоспевший в нужную минуту. Когда вы пройдете список до конца, составление яркого, запоминающегося рекламного объявления или текста о миссии вашей компании покажется вам детской игрушкой.

«Карта мозга»

7. «Карта мозга»

Это упражнение прекрасно подходит для самых разных целей, но ценнее всего оно в ситуации, когда нужно понять, где спрятаны уязвимые места бизнеса. «Возьмите большой чистый лист бумаги и нарисуйте на нем картину вашего предприятия — допустим, сотрудников в виде человечков или физиономий, а их функции — в виде стрелок, которыми они соединены, — рассказывает Андрей Шишкин. — Отдельно нарисуйте денежные потоки, рядом с людьми и их функциями нарисуйте существующие проблемы и любую информацию, которая вам кажется важной». «Карта мозга» позволяет понять, как одни люди, события и проблемы связаны с другими. Когда карта будет готова, вы поймете, что на самом деле знаете о ситуации больше, чем вам казалось, — вскроются сложности, и станет ясно, с кем конкретно они связаны.

Список вещей, которые вас тревожат

8. Список вещей, которые вас тревожат

Это весьма нетривиальный путь к вдохновению — дело в том, что чем больше мозг загроможден неприятными мыслями и ощущениями, тем меньше в нем остается пространства для обдумывания путей, которые помогли бы вашему бизнесу выйти из кризиса. Отловите всех ментальных паразитов — составьте список всего, что вас беспокоит, а затем разберите каждую проблему отдельно, предложив несколько альтернативных способов с ней справиться. Этот способ хорош тем, что убирает ощущение сплошной сети неприятностей, в которую вы попали, — в действительности каждая проблема сама по себе не так страшна, как вы это ощущаете. Вы увидите, что для любой проблемы можно придумать даже не один, а несколько путей решения.